|
Статьи
Компания «АвиСат» — официальный партнер (интегратор систем управления зданием ТАС) компании Schneider
Electric и авторизованный дистрибьютор Johnson Controls Ukraine (подразделения Building Efficiency)
| |
Автор: Дьяченко Д. А.
Экономия энергоресурсов
«Если взглянуть на затраты в течение всего срока службы здания, то его строительство — всего лишь 25%.
Эксплуатация — 75%! Возможно, Вы затратите на 5% больше вначале, но потом сбережете 35%. Лучше иметь сэкономленные
эти 35%, чем сталкиваться с ними как с постоянно растущими затратами».
Кирк МакЭльвейн
Технический директор «Continental Automated Buildings Association» (CABA)
В последние годы активно развивается строительство объектов коммерческой недвижимости. Современные технологии строительства таких зданий подразумевают наличие большого
количества инженерных систем, которыми нужно эффективно управлять.
Согласно оценкам зарубежных и отечественных специалистов, интеллектуальные компоненты инженерных систем и сетей здания составляют примерно
5—7% от общей стоимости всех систем и увеличивают стоимость строительства 1 кв.м. здания на 5—35 долларов США. В тоже время именно интеллектуальные системы
позволяют ежегодно экономить до 5—7% расходов на электро-, тепло- и водоснабжение интеллектуального здания и окупаются уже на 5-й год его эксплуатации.
Начиная с 6-го года, интеллектуальное здание начинает приносить владельцам дополнительно 5—7% чистой ежегодной прибыли от всех эксплуатационных расходов на здание.
Эти экономические показатели во многом и определяют повышенный интерес инвесторов и владельцев будущих зданий к интеллектуальным и энергосберегающим технологиям.
Для объектов площадью 50 тысяч квадратных метров это соответствует примерно 180 тыс. долларов в год. Таким образом, за счет оптимального управления экономится тепло на
30—40%, электроэнергия на 40—50%.
Однако интеллектуализация зданий — довод не только пользу экономии. Самое главное, что правильно спроектированное и оснащенное здание
сохранит свою инвестиционную стоимость на много дольше, чем здание, не отвечающее требованиям завтрашнего дня.
Статистика от ASHRAE Journal: “How Interoperability Saves Money” February 2001
Ресурс |
Экономия, $/м.кв. в год
|
Энергия |
1,71 |
Обслуживание |
1,60 |
Ремонт и замена |
0,66 |
Внедрение комплексной системы автоматизации диспетчеризации позволит достичь максимального эффекта экономии
При строительстве (реконструкции):
Оптимальные алгоритмы интеграции |
Экономический эффект |
Объем монтажа за счет интеграции однотипных подрядов |
5% |
Объем инсталляций за счет исключения дублированных систем |
10% |
Снижение рисков интеграции |
10% |
Количество субподрядчиков на стройке |
до 30% |
Снижение времени и стоимости процедур согласования, сертификации и разрешений |
до 20% |
+ |
Использование оборудования с открытыми протоколами, при его интеграции в общую диспетчерскую систему не потребует закупки дополнительных устройств (шлюзов). |
При эксплуатации:
Оптимальные алгоритмы управления |
Экономический эффект |
Микроклиматом (параметры окружающей среды в комнатах в зависимости от времени года и суток, реальных условий вне здания, наличия и количества людей) |
8—12% |
Освещением и электроснабжением в здании в зависимости от наличия людей в помещениях |
3—5% |
Автоматизация диспетчерской службы, мониторинг и маршрутизация тревог уменьшают расходы на службу эксплуатации |
примерно в 3,5 раза |
Экономия расходов на содержание здания |
до 20% |
+ |
Уменьшение затрат на страхование объекта до 60%.
Предотвращение аварий и нештатных ситуаций, способных нанести урон имуществу.
Правильно спроектированное и оснащенное здание сохранит свою инвестиционную стоимость на много дольше, чем здание, не отвечающее требованиям завтрашнего дня.
|
Сравнение потребительских свойств локальной автоматики и системы автоматизации и диспетчеризации здания
Типовые задачи службы эксплуатации |
Локальная система автоматики |
Системы автоматизации и диспетчеризации здания |
Технико-экономическая оценка систем автоматизации и диспетчеризации |
Обучение технологии |
Обучение специалистов используемой локальной автоматики разных производителей |
Специалисты проходят обучение у одного производителя |
Использование оборудования единого производителя ведет к уменьшению штата сотрудников |
Содержание ЗИП склада оборудования, 10% от стоимости всего оборудования |
Необходимо содержание ЗИП склада локальной автоматики по всем системам автоматизации всех производителей |
Необходимо содержание ЗИП склада автоматики по всем системам автоматизации одного производителя |
Использование оборудования автоматизации одного производителя, по всем системам, позволяет минимизировать расходы на содержание ЗИП склада, поскольку все модули являются взаимозаменяемыми |
Выявление внештатных и аварийных ситуаций |
При визуальном осмотре во время планового обхода помещений или на основании жалоб «жильцов» |
В момент возникновения внештатной ситуации внимание оператора привлекается звуковым и визуальным сигналом. Инструкции корректирующих действий возникают на дисплее автоматически.
Корректирующие действия, как правило, выполняются оператором в течение 1—2 минут |
1. «Плановые обходы» тяжело контролировать. Уменьшение затрат на содержание обслуживающего персонала.
2. В большинстве случаев жалобы «жильцов» не допустимы. Для гостиниц это потенциальная угроза потери клиентов. Для арендаторов офисных помещений — лишний повод говорить о снижении арендной платы.
|
Внеплановые ремонты, ЧП, аварийные ситуации |
Как правило, требуется привлечение специалистов всех специальностей (специалисты по вентиляции и кондиционированию, теплоснабжению, котлам, холодильным машинам; сантехники, специалисты КИПиА) |
Диспетчер определяет характер проблемы и посылает специалиста соответствующего профиля |
Если в случае возникновения проблемы необходимо привлекать электрика, сантехника и киповца (3 человека), то время на их сбор и прибытие на место следует прибавить к времени выполнения работ и умножить на 3 (чел./ч). Своевременное выявление и устранение ЧП не отразиться на конечном потребителе «комфортных условий».
|
Анализ эффективности использования электроэнергии, тепло- и холодоносителя |
Требует высокой квалификации и опыта использования микроконтроллеров.
Зачастую не проводится. |
Периодически выполняется главным энергетиком на основании автоматически формируемых отчетов. Уточнение ситуации и корректирующие действия выполняются «проходя» с рабочего места диспетчера. |
Расход электроэнергии сверх нормы приводит к увеличению затрат на оплату услуг энергоснабжающих организаций |
Анализ активности «жильцов», корректировка настроек программаторов и временных реле |
Требует высокой квалификации и опыта использования микроконтроллеров.
Зачастую не проводиться. |
Периодически выполняется главным энергетиком на основании автоматически формируемых отчетов. Уточнение ситуации и корректирующие действия выполняются «проходя» с рабочего места диспетчера. |
Необоснованный износ оборудования, что приводит скорейшей необходимости замены дорогостоящего технологического оборудования. |
Периодическое сервисное обслуживание технологических установок |
По графику, составленному «с упреждением» |
Существует программное обеспечение позволяющее оптимизировать сервисное обслуживание на основе реально наработанных часов |
Своевременное предупреждение аварий, ЧП и т.д. предотвращает выход из строя оборудования и простой, связанный с работами по замене оборудования в середине «жизненного цикла здания» |
Разрешение «спорных» вопросов с тепло- и энергоснабжающими организациями и с «жильцами-жалобщиками».
|
Сигналы неисправности, «буферы тревог» и другие средства локальных систем трудно использовать как аргументы в подобных спорах.
|
Автоматически формируемые системой отчеты являются серьезными аргументами в подобных спорах. Как правило, само существование подобной системы их предотвращает.
|
|
Преимущества единого диспетчерского центра управления инженерной инфраструктурой сети зданий
Для Владельцев сети зданий коммерческой недвижимости единый диспетчерский центр управления инженерной инфраструктурой дает возможность значительно сократить расходы, как при строительстве, так и при эксплуатации:
- Экономия площади. Управление инженерными системами во всех зданиях ведется с одной диспетчерской. Общая диспетчерская заменяет выделение площади под диспетчерскую в каждом здании.
- Штат сотрудников. Организация в каждом здании определенного штата сотрудников «раздувает» количество персонала и, как следствие, замедляет процесс отчетности. Работу и контроль над всеми системами разных объектов гораздо легче осуществлять из единого центра управления.
- Общий сервер. Нет необходимости покупать для каждого здания отдельный сервер обработки данных. Вся информация о состоянии инженерных систем зданий будет обрабатываться общим сервером.
- Программное обеспечение. Покупается общее программное обеспечение с лицензией на необходимое количество точек автоматизации. При необходимости наращивания системы докупается лицензия на дополнительные точки автоматизации. Не нужно покупать для каждого здания отдельное программное обеспечение.
- Модульность. Принцип построения системы обеспечивает возможность наращивания нового оборудования и последующее расширение на новые объекты.
Таким образом, переход к строительству «интеллектуальных» зданий обусловлен ростом инвестиционной привлекательности подобных проектов не только за счет повышения эффективности использования инженерных систем, но и благодаря существенному снижению эксплуатационных расходов в течение всего жизненного цикла здания.
|
| Эта статья опубликована в журнале «Бизнес и безопасность» №8 2008 г.
PDF 7 Mб (3 стр.)
| |